суббота, 14 мая 2011 г.

Те, кто завершают ночь в коленопреклонении перед Всевышним


Сегодня мы продолжим наш разговор на тему совершенного человека в Священном Коране. Милостью Всевышнего, в наших прошлых беседах мы немного ознакомились с качествами, присущими совершенному человеку, которые представлены в 63-м аяте суры «Фурган». В первую очередь было отмечено то, что истинный служитель Всевышнего ходит по земле с поступью, полной достоинства, степенности, доброжелательности, мягкости и скромности. И на основе толкований к данному аяту, мы уяснили, что эти качества не ограничиваются только лишь хождением в физическом понимании. Это охватывает, в целом, весь жизненный путь, все поведение и систему отношений человека. То есть человек, ступая по жизни, в своих обращениях, проявлениях и т.д. должен придерживаться данной концепции. Человек совершенный строит свою жизнь на плоскости скромности.
Второе качество связано с манерой общения совершенного человека с невеждами. Наша вера учит тому, что совершенный человек должен реагировать на невоспитанное обращение невежд рассудительно и достойно. Столкнувшись с невежественным поведением, он должен выказать благородство. Он должен призывать невежественных людей к благовоспитанности, к этике. Истинные служители Всевышнего, столкнувшись с невоспитанным поведением невежд, не опустятся до их уровня. Они не примут правил, по которым невежды ведут разговор и, в целом, строят свои отношения. Напротив, они призовут невежд к мирному, спокойному, здравому образу общения. Совершенный человек не станет попросту спорить с невеждой. И все это он будет делать не из-за собственной слабохарактерности и бессилия, а по причине осознания самого себя служителем Всемилостивого Всевышнего. Подобное поведение исходит не из собственной слабости, а от осознания своей силы. Одним словом, источник благородства, рационального поведения совершенного человека – это осознание им того, что он является истинным служителем Всевышнего.

НОЧНОЕ СОСТОЯНИЕ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Наша сегодняшняя беседа будет посвящена третьему качеству истинного служителя. Так, в продолжении аята говорится: «Истинные служители Всевышнего – это те, кто … завершают ночь в коленопреклонении и стоя в смирении перед своим Господом».
Обратим внимание: словно первое и второе качество, которые мы затрагивали, отвечали на вопрос о том, что делают, как ведут себя днем совершенные люди, истинные служители Всевышнего. Днем они ведут себя скромно, доброжелательно, мягко. Свои отношения с людьми они строят на основе скромности. С невеждами они обращаются благородно. Это – то, что делает совершенный человек днем.
Третья же точка связана с ночным состоянием совершенного человека. Здесь раскрывается отношение Бога в связи с этим временем суток. Согласно этой части аята, совершенные люди – это те, кто провожают ночь и встречают рассвет в состоянии гияма, то есть на ногах и в коленопреклонениях перед своим Творцом. Это – те, кто завершают ночь, пребывая в намазе во имя Всевышнего.
Из благословенного аята выясняется, что у истинных служителей Творца имеется своя ночная программа. К ночному времени у них есть свой особый подход. Как они смогли настроить свою дневную жизнь на волевое поведение, придать ему волевое направление, то также и ночи они не посвящают только снам. У них составлена программа даже для ночного времени. Даже ночью они ведут системный, организованный образ жизни.


БДИТЕЛЬНОСТЬ ХОТЯ БЫ В ЧАСТИ НОЧИ

Из комментариев к 3-й части благословенного аята выясняется несколько моментов. Первый из них заключается в том, что истинные служители Всевышнего проводят свои ночи в бодрствовании во имя Аллаха. Одним из качеств совершенного человека, истинного служителя Всевышнего является ахья, то есть бдительность в течение определенной части ночи. Из толкований мы узнаем также, что здесь речь идет и о ночи, и о половине ночи, и об ее части. То есть выясняется, что для совершенного человека ночь не состоит только лишь из сна. Порой всю ночь - в частности, в те из них, в которые особо рекомендуется бодрствовать, а порой ее часть, они проводят в бдении. Но, несомненно, бдение части ночи является их отличительной чертой. Хотя бы малую часть ночи они бодрствуют.
Это – очень важный момент. Наша благословенная вера определила обязательными некоторые деяния – их круг очень ограничен и их выполнение не тягостно. Однако поскольку ступени совершенства бесконечны, то для восхождения по ним указаны четкие и установленные пути. Для того, кто хочет достичь совершенства, наша вера раскрывает широкие горизонты. Каждый, сколько желает, может воспользоваться этими возможностями.
Среди этих благословенных рецептов есть также один и относительно того, как необходимо проводить ту или иную часть суток. И в данном контексте, как мы видим, имеются советы даже относительно бодрствования в ночное время.

ВАЖНОСТЬ НАМЕРЕНИЯ

Не преминем сделать сноску относительно того, что в основе всех деяний строго стоит намерение человека. Человек может совершать определенные деяния, и внешне они могут казаться прекрасными, но намерение, лежащее в их основе, может быть не столь фундаментальным. Как и в предыдущих качествах, здесь также красной линией проходит условие о том, что все совершаемые деяния должны совершаться во имя Аллаха. Человек может просто так оставаться без сна. Может не заснуть, из-за каких-то развлечений или просто так - безо всякой причины. Но здесь речь идет о программе самосозидающего человека, нацеленную на совершенство. Причина бодрствования такого человека – это только лишь желание стяжать довольство Всевышнего. Бодрствование определенной части ночи является составной частью программы совершенства истинного служителя. Он ощущает себя перед взором Всевышнего и, исходя из этого, проводит в бодрствовании по ночам.
Здесь есть и поиск на вопрос, кто есть истинные служители Всевышнего. Мы отметили, что в благословенном аяте речь, в первую очередь, заходит о тех, кто строит свои отношения на основе скромности, мягкости, самоуважения и доброжелательности. Их поступь, взгляд, все поведение в целом - является явлением скромности. Это – те, каждое движение и в целом вся жизнедеятельность которых, зиждется на скромности.
Вторая точка была связана с обращением с невеждами. Коран учит нас тому, что во время общения с невеждами надо держаться своего собственного уровня. Нельзя опускаться до уровня невежд. Надо, напротив, их самих склонять к более благовоспитанным, рассудительным, этичным отношениям.
Третья же точка относится к заветам Всевышнего относительно бодрствования по ночам. Если мы хотим дослужиться до статуса истинного служителя Всевышнего то, хотя бы часть ночи мы должны проводить в бодрствованиях во имя Него. Мы должны завершать ночь, стоя в смирении или преклоняясь перед ним. Хотя бы часть ночи мы должны проводить в служении.

САМАЯ ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НОЧНОЙ ПРОГРАММЫ

В данном аяте упоминаются слова «гиям» и «саджда», что в качестве наречия означает «стоя на ногах» или «совершая коленопреклонение». Из толкований аята выясняется, что речь идет, главным образом, о намазе. И на стойку и коленопреклонение намаза делается особый упор. Они являются рукнами – столпами намаза. То, что на этих двух делается особое ударение, становится доказательством того, что речь идет именно о намазе. Выясняется, что намаз, согласно Божьим заветам, является самой важной составляющей ночной программы истинных служителей Всевышнего. То есть намаз является сутью, самоосновой бдения совершенного человека.
Еще больше упростим задачу. Если мы хотим узнать, кто является истинным служителем Всевышнего, нам следует вновь обратить внимание на слова 63-го аята суры «Фурган» Священного Корана. Из него мы установим качества совершенного человека. Выясняется, что одним из отличительных свойств истинного служителя Всевышнего, является то, что ночью они бдят. Здесь возникает естественный вопрос: каким образом они бдят? И ответ достаточно четок. В нем присутствуют два момента: первое – намерение «во имя Аллаха» и второе – атрибуты, относящиеся к намазу. То есть совершенный человек ночью (как минимум часть ее) бодрствует, и бодрствует он, занимаясь намазом, причем совершает его во имя Аллаха, во имя стяжания Его довольства. Он совершает богослужения из-за того, что осознает себя перед взором Всевышнего.
Но здесь есть еще один примечательный момент. В благословенном аяте проходит: «пребывают в коленопреклонении и стоят смиренно». Человек, совершающий ежедневные намазы, как правило, сначала стоит в состоянии гияма, то есть прямо и сосредоточенно, затем идет на рюку, то есть сгибается до половины и только затем идет на поклон, коснувшись земли своим лбом, ладонями, коленями и пальцами ног. То есть в данном случае стоячее положении однозначно идет до коленопреклонения. Однако в благословенном аяте коленопреклонение упоминается перед стойкой. Согласно толкованиям аята, причиной этого является то, что поклонение является душой намаза, самой важной его частью и именно по этой причине при перечислении в намазе частей, относящихся к намазу, коленопреклонение упоминается до стойки. Словно этим Господь указывает нам на то, что является сердцем намаза.

ДВА ВИДА ГОСПОДСТВА ВСЕВЫШНЕГО

Таким образом, мы уяснили, что Господь своим служителям, желающим достичь совершенства, глаголит: дабы стать истинным в своем служении, проводи часть ночи в бодрствовании, и да будет твое бдение во имя Меня, и удели внимание на совершение намаза, когда будешь бодрствовать.
Если обратить внимание, то мы заметим, что в благословенном аяте проходит словосочетание «для своего Господа». Здесь делается акцент именно на лик Господа Всевышнего Аллаха. Не говорится «для Творца», «для Властителя Судного дня», «для Сокрывающего пороки». Эти имена Всевышнего не упоминаются. А упоминается именно Его качество, как Господа, опекуна. Делается ударение именно на то качество Всевышнего, которое охватывает понятие опекания. Отсюда выясняется, что все эти веления относятся к тем, кто верит и признает то, что Всевышний – существующий вечно и непрестанно дарующий существование Своим творениям, дарующим им пропитание, оберегающий их и помимо этого, определяющий образ бытия человека.
После того, как Господь сотворил человека, Он не перестает поддерживать в нем жизнь. В сути господства Всевышнего стоит обеспечение Им существование человека, обеспечение продолжительность его бытия. Ведь человек каждый миг получает силы жизни от Аллаха. И каждый миг Господь, Владыка дарует человеку бытие.
Господство, главенство Всевышнего бывает двух видов: одно – это то, которым пользуются все Божьи творения. Жить, существовать, продолжительно получать силы для существования – все это относится к первому типу проявления Господства Всевышнего. Второе же – это господство, которое относится к носителям воли, наделенным ответственностью и умением осуществлять задачи. К человеку относятся оба эти проявления Всевышнего. Но если первое, что называется "таквини рубубиййет", то есть предопределенное господство, не связано с волей человека, то есть человек не волен выбирать то, изначально быть ему или нет, то второе проявление господства связано непосредственно с его волей. Это – особое господство. Это – господство, которое связано с установлением задач.

САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ ДЕЯНИЯ ВО ВРЕМЯ НОЧНЫХ БДЕНИЙ

Относительно данной темы необходимо отметить и то, что обращение в аяте зиждется именно на втором виде господства. Те, кто верят в господство, во всевластие Всевышнего, будут среди тех, кто соблюдает Божьи предписания... Он будет стараться выполнять обязательные деяния, воздерживаться от запретного, призывать к добру и держаться вдали от заповеданного. Мы уже отмечали, что здесь человеку открыты широкие горизонты. И тот, кто хочет достичь вершин совершенства, постарается делать даже то, что не велено, но что одобряемо Всевышним. И воздерживаться от хоть и не заповеданного, но порицаемого Всевышним.
Бдительность ночью и совершение ночных богослужений – качество, проходящее в аяте, представляется одним из подобных благословенных рецептов. Тот, кто ведает о двух видах Господства над ним Всевышнего, должен воспользоваться этими рецептами. Тот же, кто ведает об особом главенстве над ним Всевышнего, то есть связанного непосредственно с его волевыми деяниями, не должен спать по ночам как все. Он должен проводить часть ночи в бдении и богослужениях. Он должен бодрствовать во имя Аллаха и молиться. Если будет так, то он превратится в одного из тех, которые пользуется благословением второго - особого проявления господства Всевышнего.
Еще один оттенок в толковании заключается в том, что самым прекрасным деянием во время ночных бдений является намаз, и по этой причине на нем в толкованиях аята делается особый упор.

САД ДЛЯ СТРАЖДУЩИХ

Очередной оттенок в толковании связан с тем, что, в смысле времени, ночь предоставляет величайшие возможности. Ибо ночь является наиболее подходящим временем для совершения богослужений. Между ночью и намазом, молитвами, обращением к Всевышнему существует прочная, хоть и незримая связь. Ночь отличает спокойствие, тишина, минимум беспокоящих и отвлекающих факторов, и по этой причине она представляется как самое подходящее время для совершения служений, молитв и т.д. Ночью человек бывает наиболее далек от притворства. Ведь кому он будет показывать себя, если ночью никто его не увидит? Конечно же, ни для кого. Поэтому шанс занятия самосозерцанием и самосозиданием максимально проявляет себя именно в ночное время.
В то же время ночь – это время сосредоточения мыслей. Ночью человек может достичь духовной готовности и мысленного сосредоточения, так необходимых для совершения молитв и богослужений. Вот сколькими благодатями обладает ночное время.
Обратим внимание: в аяте не сказано: «они остались бодрствовать, и совершили служение». Здесь четко присутствует элемент продолжительности, в нем говорится: «остаются бодры и …». То есть это – не случай, а обычай, постоянное качество, свойственное истинным служителям Всевышнего. Оставаться часть ночи бодрствующим и совершать служение – для истинных служителей это обычное, а не исключительное явление. Это – не фрагментарное деяние и не то, что случается совершить два или три раза по настроению. Речь идет о том, что человек осознанно и неизменно часть ночи определяет на общение с Всевышним.
Толкование данной части аята раскрывает перед нами еще один наиболее важный нюанс – это искренность, с которым совершается служение. Когда человек совершает служение с искренним намерением, когда в его деяниях он не подразумевает никого, кроме Всевышнего, его деяния наполняются благодатью и светом служения.
В завершении беседы затронем еще одну точку, заключающуюся в том, что, как видно из аята, дневные служения человека, их качественность зиждется на его ночных бдениях и богослужениях. Те, кто ночью общаются с Всевышним, пребывают в состоянии служения перед Ним, проживают днем со скромностью, доброжелательностью, степенностью, терпением и мягкостью, общаются с невеждами по образу «саляма», то есть разумно, воспитанно, благородно, достойно. Обращение таких людей бывает достойно звания служителей Всевышнего.
В связи с ночными служениями от Святейшего Али (а) повествуется хадис, который гласит: «Оставаться бдительными для ночных богослужений – это сад для муштагов (страждущих общения с Всевышним)».
Для того, кто ищет общения с Всевышним, ночные служения – это самые прекрасные возможности. Это – шанс установить с Ним духовную связь. Да поможет Всевышний Аллах всем нам воспользоваться этими возможностями, иншаллах! Аминь!


Гаджи Ильгар Ибрагимоглу,
философ-теолог
имам-джамаат мечети «Джума» в Ичери-шехер

Комментариев нет:

Отправить комментарий